В помощь классному руководителю выпускного класса (2016-17 уч.г)
Классный час “Скоро экзамены”http://romanovskoesosc.ucoz.ru/klassnyj_chas.docx
Цель: формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.
Задачи:
- развитие уверенности в себе;
- развитие навыков самоконтроля;
- формирование навыка управления стрессом;
- снятие эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.
Ход занятия
- Знакомство с темой урока
Я неспроста решила поговорить с вами на эту тему. Сегодня …апреля. Весна. А ни для кого не секрет, что конец весны и начало лета, пожалуй, самое приятное время года. Но вышло так, что в этот период начинается пора экзаменов. Сейчас экзамены проводятся в разных формах: тестирование, в устной форме, ГИА, ЕГЭ – в каждой из форм есть что-то особенное, но объединяет их одно: результат зависит только от сдающего. То есть, от Вас ребята! Чтобы получить этот результат, нужно хорошенько подготовиться. Но как же сделать процесс подготовки более простым и полезным? Ведь не для кого не секрет, что любой человек очень сильно переживает за то, как он сдаст экзамены. От этого зависит наше будущее, наши планы, наша судьба. Давайте попробуем сегодня на нашем классном часе, определить, что вы должны знать об экзаменах, с какими трудностями вам придется столкнуться, как их преодолеть.
Игра «Ассоциации»
Учащиеся получают листочки бумаги и ручки. Им предлагается написать 3 слова, с которыми у них ассоциируется слово «Экзамены». Затем листочки собираются и один ребенок зачитывает слова написанные на листочках, а учитель записывает эти слова на доске. Можно обратить внимание на слова, которые наиболее часто повторяются .Или подвести учащихся к мысли о том, что многие слова синонимичны со словом «стресс».
- Что такое «Стресс»?
Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что именно в этот период многие выпускники испытывают очень сильный стресс. Вы согласны со мной? Ребята, а что такое стресс? Логичнее всего начать с самого определения данного слова. Это английское слово. “Stress” – how can we translate this word into Russian? (Дети дают свои варианты.)
Итак, «стресс», в переводе с английского, означает напряжение, сжатие, давление, подавленность. Стресс – это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные. Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему. Я думаю, что для многих не надо знать точного определения данному слову, т.к. тут и так все ясно. Как себя ведет человек, находящийся в стрессовом состоянии? Какие симптомы вы можете назвать?
Дети дают свои варианты ответа. Затем учитель показывает слайд-шоу фотографии, изображающих разные проявления стресса.
Агрессивность, раздражённость, подавленность, тревожность, усталость, бессонница, депрессия, чрезмерное употребление пищи (алкоголя), нездоровый внешний вид.
Кто-нибудь из вас когда-нибудь переживал нечто подобное? Как вам удалось справиться с этим?
Дети пожеланию отвечают на этот вопрос.
III. Влияние стресса на организм и способы борьбы с ним
Желание снять стресс естественно, ведь стресс – это насилие над организмом. Что бы понять это достаточно начать работать над собой. Стрессовость ситуации в первую очередь зависит от того, как мы к ней относимся. Таким образом, чем позитивнее я настроена, тем менее я подвержена стрессу, а негативный настрой – это залог стресса. Каждый день мы сталкиваемся с отрицательными эмоциями. Например, день начинается с пробуждения от ненавистного звука будильника, потом поездка в общественном транспорте (лично для меня это катастрофа), сломанный каблук, плохая погода и т.д. И многие из нас к состоянию раздражения, т.е. к стрессовому состоянию относятся как к норме жизни. Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся, поэтому всякий раз, когда ситуация кажется опасной, реагирует как на реальную угрозу. Чем чаще окружающая обстановка кажется враждебной, тем больше времени организм пребывает в состоянии боевой готовности. И рано или поздно дает сбой. Каждый человек по своему борется со стрессом. Кто-то начинает много кушать, кто-то курить, кто-то измождает себя длительными физическими нагрузками, а кто-то просты выходит на улиц и кричит изо всех сил. Говорят, не плохо помогает. Но есть и еще более странный способ снятия стресса – это гнев. Гнев может не только опустошать и приводить к стрессу, подрывая здоровье, но и быть сильным импульсом к действию.
Притча на тему: (Анна Жилина Пси-Фактор»http://psyfactor.org/lib/stress2.htm)
Зима сорокаградусный мороз. Едет повозка. В повозке кучер – старый китаец и женщина с ребенком. Женщина замерзла до такой степени, что губы у нее стали синими. Она кутала и согревала ребенка. Вдруг китаец остановил повозку и вытолкал женщину на дорогу. А сам с ребенком поехал дальше. Женщина пришла в ярость оттого, что ее дитя увозят. Она начала кричать и бежать за повозкой. Пока она бежала, кровь начала циркулировать по ее замерзшему телу. Появился цвет лица, ноги и руки отогрелись. Когда она догнала повозку, китаец остановился и сказал: «Садитесь! Теперь Вы будете жить!»
Гнев опасен, он является источником многих заболеваний. С другой стороны, гнев – это форма энергии, умело направленная, она способствует продвижению в делах. Это своего рода импульс, который дает нам возможность найти новую работу и лучшую жизнь. Сосредоточьтесь на решении проблемы, и гнев станет Вашим союзником!!! Но я предупреждаю вас, что это очень опасный способ, потому что от гнева до жестокости один шаг.
Сейчас мы с вами попробуем разработать целую систему способов снятия стресса во время экзаменов. Но для начала давайте постараемся понять, откуда берется это стрессовое состояние. Дети дают свои варианты ответа. Учитель может помочь сформулировать основные мысли.
(Мы каждый день думаем об экзаменах: а что если я не смогу решить, а что если я не сдам. Нам нужно повторить очень много материала: я не понимаю это, это так много, что не запомнишь, с чего начать. От этих мыслей голова идет кругом. Умом мы понимаем, что нужно готовиться, но не можем найти в себе силы сделать это. И от этого мы злимся на себя, на экзамены, на людей, нас окружающих, и просто на весь мир. Здесь и до нервного срыва не далеко.)
Я предлагаю вам разделиться на две группы. Ваша задача сделать коллаж на тему «Как бороться со стрессом?» У вас есть ватманы, фломастеры, ножницы, клей и журналы. На работу я даю вам 10 минут. Затем вы должны провести презентацию вашего коллажа и объяснить, какие способы вы считаете более эффективными.
Дети работают в группах. Затем представляют свои работы и объясняют, почему выбранные ими способы являются самыми лучшими.
- Слушанье любимой музыки.
- Походы по магазинам.
- Просмотр хорошего фильма.
- Общение с друзьями.
- Фрукты и другие витамины.
- Хороший чай.
- Смех и юмор.
- Хороший здоровый сон.
- Спорт.
- Вкусная и полезная еда.
- Смена обстановки.
- Церковь
Итак, мы можем сделать один хороший вывод. А именно, вовремя подготовки к экзаменам мы должны уметь ненадолго отключаться от экзамена и сменить вид деятельности, или место.
Я хочу раздать вам небольшую памятку, которая, я надеюсь, пригодится вам в скором будущем. (Приложение 2)
Учитель раздает каждому ученику памятку.
- Как себя вести на экзамене
Предположим, что закончились дни подготовки и наступил день экзамена. Хорошо, что вы поучаствовали в пробных экзаменах и уже имеете представление, что это такое. (Можно еще раз рассказать о процедуре проведения ГИА).
Вы уже не будете бояться, что сделаете что-нибудь не так. Вы будете чувствовать себя более уверенными, чем те выпускники, которые не уч. в пробных экзаменах. Представьте себе поведение на экзамене уверенного и не уверенного человека. Как они себя ведут. Чем их поведение будет отличаться?
Игра «Уверенный и неуверенный выпускник»
1) Дети делятся на 4 группы. Дети 1 и 2 группы получают задание изобразить уверенного и неуверенного выпускника, который приходит на ЕГЭ.
Инструкция: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая – скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итог упражнения и сформулировать «Образ уверенности» (из каких составляющих он складывается)
2) Дети 3 и 4 группы получают листочки, на которых написаны правила поведения на экзамене? что можно делать, а чего нельзя. Их задачи распределить все эти правила по степени важности (от более важного до менее важного).
Правила поведения на экзамене:
Что не следует делать:
- Вырывать или вынимать страницы из экзаменационных буклетов;
- Выносить экзаменационные материалы из тестовой комнаты;
- Покидать свое место между письменными частями экзамена;
- Уходить с экзамена до окончания всех письменных частей;
- Выкрикивать, разговаривать с другими кандидатами во время всего письменного теста;
- Списывать и смотреть в работы других кандидатов;
- Использовать шпаргалки;
- Продолжать писать после того, как время теста вышло.
- Опаздывать на экзамен.
- Пользоваться сотовыми телефонами.
- Обмениваться материалами, предметами.
- Пересаживаться.
- Паниковать.
- Плакать.
- Хрустеть бумагой или создавать другие шумы.
Как правильно себя вести:
- Будь внимателен!В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
- Соблюдай правила поведения на экзамене!Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.). Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
- Не бойся!Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
- Пропускай!Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Думай только о текущем задании!Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
- Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).
- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
- Угадывай!Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
- Проверяй!Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
- Не огорчайся!Стремисьвыполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
- Приходи на экзамен в деловой одежде!Помни, что яркие кричащие цвета могут раздрожжать других людей.
- Вера в успех –это половина успеха!
- Помни, ты имеешь право подать на эпиляцию.
По истечению времени дети комментируют свои ответы. Можно приклеить листочки с правилами на плакат.
- Завершающий этап беседы
В завершении хочу показать вам еще пару способов, как можно успокоиться на экзамене
взять себя в руки.
“Лимон” (Блок социального психологаhttp://www.mybloginfo.ru/view_post.php?id=152)
Инструкция: Сядьте удобно, руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что “выжали” весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
“Воздушный шар”
Инструкция: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.
Обсуждение: Вам помогли эти упражнения расслабиться? А какие вы используете методы?
Ребята, я надеюсь, что сегодняшняя наша беседа вам понравилась. Я буду рада, если вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, когда у вас начнутся экзамены, и вам помогут наши с вами советы. И даже если, что-то произойдет не так, как вы ожидали – не падайте духом! Это не повод травиться или прыгать с крыши.
Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность. Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.
Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает! Удачи и успехов вам!
Творческий проект по теме
«23 февраля»
Название проекта
Выполнили
Учащиеся 5 класса
Учитель: Сычева В.Н.
23 февраля - День Российской Армии!
Вверх орудия палят, всех салютом балуют.
Шлют они от всей страны благодарность воинам,
Что живём мы без войны, мирно и спокойно.
Дед мой в армии служил. У отца - награды.
Вот и я давно решил, что пойду в солдаты!
Знаю, надо подрасти... Нужно стать взростлее...
Но ведь я себя вести по-мужски умею!
Защищаю во дворе маленьких и слабых
И справляю в феврале День Армейской славы.
Я сумел бы выполнять, как солдат, задания.
Попрошу меня принять в армию заранее!
Татьяна Бокова
В старых русских традициях праздники были своего рода точками отсчета, не только украшающие жизнь, но и задающие ее ритм. В старых традициях праздники были органично связаны с посвященными им ритуалами. Глубокие ритуалы, наполненные особым смыслом создают своеобразный резонанс внутренних ритмов человека с ритмами природы и ритмами других людей. Если представить сообщество людей в виде дерева, то праздники — это и то, что питает корни, и то, что позволяет ветвям органично существовать вместе — держаться на ветру и радоваться солнцу.
Паспорт проекта
Тема |
«23 февраля»
|
|
Название проекта |
«Наши защитники» |
|
Сроки реализации проекта |
С 15.02.2016 – 22.02.2016. |
|
Участники проекта |
Учащиеся 5 класса. |
|
Цель проекта |
формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. |
|
Задачи проекта |
· расширение представлений детей о Российской армии; · воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости; · развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта; · организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье. |
|
Актуальность |
В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. |
|
Мероприятия по реализации |
Совместная деятельность с детьми |
Совместная деятельность с родителями |
|
Совместный праздник «Папа может все, что угодно» (Приложение 1)
|
Информация в родительский уголок «С днем защитника отечества» (Приложение 11) |
Рассматривание альбома «Российская армия». Рассматривали репродукции картин и плакаты на военную тематику: А. Китовой «На страже мира», В. Корецкого «Воин Красной армии, спаси!». Беседы: «Наша армия», «Кто такие защитники», «Военнослужащие» (Приложение 2) |
Фотовыставка «Наши защитники» |
|
Поздравительная газета «С днем защитника отечества» (Приложение 11) |
||
Непосредственная образовательная деятельность: «Российская армия» (Приложение3) |
|
|
Художественное творчество: «Папин портрет», выставка работ «Галстук для папы» (Приложение), лепка «Кружка для папы», «Поле боя» (Приложение 10) |
||
Чтение рассказов, сказок (Приложение 4) пословиц (Приложение 5), загадок (Приложение 6), стихов об Армии (Приложение 7). |
||
Пальчиковая гимнастика «Командир» (Приложение 8) |
||
Разучивание и пение песен: «Папа может все, что угодно», «Бравые солдаты», «Папина дочка» (Приложение 9) частушек о мальчишках. (Приложение 10) |
||
Сюжетно – Ролевые игры «Пограничники», «На границе» |
||
|
Приложение 2
Беседа «Наша армия»
Задачи.
Образовательные: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине, к родным, воспитывать доброту, умение дружить.
Ход занятия.
В: - Ребята, 23 февраля наш народ будет отмечать праздник День защитника Отчества. А кто такие защитники Отечества?
Предположения детей.
В: - Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. Посмотрите на эти картинки.
Воспитатель выставляет иллюстрации, изображающие различные рода войск.
В: - Кого вы здесь видите?
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает и разъясняет.
Д: - Танкисты, моряки, артиллеристы, пехотинцы и т.д.
В: - Вы правильно всех назвали — это различные рода войск. А зачем нужно столько много родов войск?
Предположения детей.
В: - Правильно! Лётчики защищают небо; пехотинцы – сушу; моряки и подводники – море. Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию. Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Вы знаете, что в армии есть различные рода войск. Кто служит на танке?
Если дети не знают, дать возможность им подумать, а затем воспитатель сам рассказывает, и показывает, используя иллюстрации.
Д: - Танкист.
В: - Кто служит на границе?
Д: - Пограничник.
В: - Кто летает на вертолете?
Д: - Вертолетчик.
В: - Кто такой ракетчик?
Д: - Кто, служит в ракетных войсках.
В: - Как называется человек, прыгающий с парашютом?
Д: - Парашютист.
В: - Как называется солдат, у которых нет военной техники?
Д: - Пехотинец.
В: - Молодцы! А теперь мы с вами превращаемся в лётчиков и полетим на самолёте.
Проводится физкультминутка «Самолёты».
Самолёты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели.
(руки в стороны)
На поляну тихо сели,
(присели, руки к коленям)
Да и снова полетели.
(руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)
В: - Молодцы! Солдаты защищают нашу Родину! Родина – значит родная, как мама и папа. Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живём. Родина у каждого человека одна. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:
Нет земли краше, чем Родина наша!
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Одна у человека мать – одна и Родина!
В: - Все они учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов. Вы, дети, ещё очень малы, но даже сейчас можете многое сделать для того, чтобы наша Родина стала ещё краше. Не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья и не топтать газоны. А самое главное – любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, расти умными, сильными, здоровыми. А чтобы быть сильными, ловкими здоровыми надо заниматься физкультурой.
Проводится подвижная игра «Подводная лодка» (туннель). Дети проползают под стульями, поставленными в ряд, или на двух стульях лежит гимнастическая палка.
В: - Молодцы! Подводниками были, а теперь мы будем пехотинцами. Ребята, вам нужно по извилистой дорожке пробежать и пронести “снежок”. А мы посмотрим, кто самый ловкий, обегая, не уронит ни одну кеглю и кто самый быстрый и внимательный солдат.
Игра “По извилистой дорожке” (описание игры). На линии финиша находится обруч, в котором лежат “снежки”. По сигналу ведущего, первый игрок начинает движение: обегает каждую кеглю, добегает до обруча, берет “снежок”, возвращается в свою команду и кладет “снежок” в обруч.
В: - Молодцы, ребята! Скажите, про какие рода войск вы сегодня узнали?
Дети перечисляют.
В: - Молодцы, ребята! Вы замечательно справились со всеми заданиями, показали, что вы сильные, ловкие, умелые, что сможете служить в армии и станете достойными защитниками нашей Родины, которую будите беречь и любить.
Я хочу, чтоб все смеялись
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтоб детям снились радостные сны,
Чтоб утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы не было войны!
Беседа «Военнослужащие»
Оборудование: карта-схема, картинки с военной техникой и военнослужащими различных родов войск, парные картинки, военная форма пограничника и моряка.
Цель: формировать основы национального самосознания, любви к Отечеству и интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
объяснить детям, что 23 февраля – праздник Российской Армии, день ее рождения, что воины охраняют нашу Родину, они сильные, смелые, ловкие.
учить детей рассказывать о форме одежды различных видов войск.
воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.
Словарная работа: фуражка, бескозырка, граница, танкисты, моряки, пограничники, летчики.
Ход беседы:
Чтение стихотворения С. Маршака “Февраль”:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся в даль
Самолетов звенья,
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Вопросы: О каком празднике говорится в стихотворении?
А кто такие военные?
Что охраняют моряки? (летчики, танкисты, пограничники).
Какими должны быть солдаты?
Рассматривание фотографий военной формы моряка и пограничника.
Физминутка “Мы солдаты”:
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
Рассматривание карты-схемы.
Вопросы: Что на карте нарисовано красным цветом?
Для чего нужна граница?
Кто охраняет границу?
Кто управляет самолетом? Танком? Кораблями?
Деление на пары с помощью парных картинок (пара – самолет, пара – грузовик зеленого цвета, пара – танк и т.д.).
Игра “Найди в группе военного или военную технику”.
Условие: парой найти картинку и поместить на карте в то место, где она должна находиться (пограничник с собакой - на границе, самолет – в небе, корабли, катера – на реке, на море и т.д.).
Кто такие защитники?
Ход беседы:
-: Ребята,
Родина - это дом и улица, на которой вы живете. Родина - Это наш любимый город. Скоро наша Родина отметит День Защитников Отечества.
Воспитатель: Кто такие "защитники Отечества"?
- Правильно, это те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает об опасности.
Воспитатель: Крепко любили свою Родину русские люди. Сложили о ней народные пословицы:
* Жить - Родине служить.
* Родина - мать, умей за нее постоять.
* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Ребята, с древних времен и до наших дней существует такая почетная, но трудная и опасная профессия - Родину защищать.
Воспитатель: В Российской Армии есть сухопутные войска, которые действуют на суше, военно-воздушные силы - они защищают Родину в воздухе, военно-морские - несущие дежурство в морях и океанах.
Какую боевую технику вы знаете?
Танки - это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди - экипаж: командир, стрелок, механик и радист.
Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные ракетами. Знаменитая ракетная установка "Катюша" громила врагов во время Великой Отечественной войны.
В нашей армии есть и авиация - боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков - это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом; механик, отвечающий за исправность самолета.
Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Большие надводные корабли- линкоры - вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер - это корабль поменьше, а миноносец - корабль сторожевой. На корабле есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогают помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами.
Есть у России и атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами- торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.
Воспитатель: Игра "Кто защищает Отечество?"
Цель: закрепление названий военных профессий.
- Ребята, рассмотрите воинов- защитников Родины и расставьте картинки по порядку, с древности до наших дней. (Богатырь, ратник, кавалерист, артиллерист…)
- Подберите картинки и назовите профессии воинов по образцу. Образец: танк- танкист.
Артиллерия- … кавалерия-… море-… самолет-…
разведка-… парашют-…
Воспитатель: Наши мальчики, когда вырастут, тоже будут служить в Армии. Это большая честь. К этому нужно готовиться уже сейчас.
- Как вы думаете, каким должен быть защитник, солдат?
Дети: Он должен быть сильным, смелым, ловким, добрым. Он должен много знать и много уметь.
Приложение 6
Загадки
На корабле ходить я буду,
Когда на Флот служить пойду.
И тот корабль, подобно чуду,
Взметает встречную волну.
На нём живёт его команда -
Все люди разных возрастов.
Я буду младшим, это правда,
А кто назвать меня готов?
(МАТРОС)
Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте -
Дружим с рацией не зря!
(РАДИСТ)
Родина дала приказ,
И он сразу на Кавказ!
Прыгнул ночью с парашютом -
Дрога, порой минута!
(ДЕСАНТНИК)
Машина эта непростая,
Машина эта — боевая!
Как трактор, только с «хоботком» -
Всем «прикурить» даёт кругом.
(ТАНК)
Я на «тракторе» служу,
Только так, я вам скажу:
«Ведь прежде чем пахать мне пашню,
Я разверну сначала башню».
(ТАНКИСТ)
Самолёт стоит на взлёте,
Я готов уж быть в полёте.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас!
(ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК)
Я современный «Бог войны»,
Защитник рубежей страны.
Ведь, прежде, чем пойти на бой,
Меня пускают на «разбой».
(АРТИЛЛЕРИЯ)
«Там, где мы, там — победа!» -
Девиз наш славный, боевой.
Мы с моря на берег из века,
Бежали «каменной» стеной!
(МОРСКАЯ ПЕХОТА)
У нас есть «Тополь», «Тополь-М»,
Не Флоре служим мы совсем.
Стоим на страже мы страны,
Чтоб больше не было войны.
(РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА)
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(Пограничник)
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной.
(Моряки)
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою …
(Страну)
<